Президент Медведев собрал 21 февраля в Кремле своих "полномочных представителей", в просторечии "полпредов" в федеральных округах. Рутинная, казалась бы, встреча (должен же президент периодически объяснять своим наместникам, как и кому надо его представлять) – однако еще задолго до своего начала она обросла множеством самых невероятных комментариев, ожиданий и предвкушений. Люди увидели в скромном желании Медведева пообщаться с полпредами стремление чуть ли не перехватить у своего заклятого старшего товарища Путина бразды правления в стране.

Собственно, с чего вдруг такой обостренный интерес? Конечно, полпредства в их нынешнем виде – это детище Путина, и с его стороны вполне вероятна ревность к "новому хозяину" заботливо расставленных и выпестованных им кадров; однако дело тут явно не в ревности. Причина глубже: отныне и надолго любой слишком пристальный интерес Медведева к регионам и их проблемам будет рассматриваться общественностью как скрытое покушение на реальную власть и полномочия Путина.

Потому что, как ни крути, российская история завершает свой очередной круг, и на смену безудержной путинской централизации опять идет пора повышения роли регионов в жизни страны. Соответственно, будет падать роль Москвы, Кремля и привычных уже атрибутов власти типа контроля за ФСБ, прокуратурой и федеральным бюджетом; на первый план выдвинется способность находить общий язык с региональными лидерами и дружить одними против других. Почти забытые навыки еще ельцинской поры! Самые проницательные наблюдатели понимают: кто первый найдет общий язык с регионами – тому и будет принадлежать реальная власть в стране.

Чем обусловлены новые реалии? Причина проста: старые рычаги перестают работать – казна стремительно скудеет, и Кремлю уже непросто покупать лояльность всех региональных элит. Кризис в межбюджетной сфере уже бушует вовсю; естественно, что прежде всего Москва пошла на урезание субвенций и дотаций в региональные бюджеты. К примеру, судя по упорным слухам, с марта прекратится не только субсидирование тарифов на услуги ЖКХ (что вызовет или уже вызвало их резкий рост повсеместно), но даже и субсидирование школьных завтраков!

Необходимо отступить немного назад, чтобы "вспомнить, как все начиналось". Путин начал свою региональную реформу с того, что стал последовательно урезать долю налогов, идущую в регионы, и направлять "излишки" в федеральный бюджет. Предварительно он лишил "регионалов" рычагов прямого давления на власть, фактически упразднив Совет Федерации. А прямых бунтов избежал за счет того, что его "верный министр финансов" Кудрин стал бесперебойно снабжать регионы "дотациями" – то есть деньгами, отобранными у них же, но возвращаемыми в виде милости (или милостыни).

В ельцинские времена доходы федерального и региональных бюджетов делились в отношении 50 на 50, иногда даже 40 на 60; Путин постепенно довел это соотношение до поразительной пропорции 70 на 30; то есть нынче в бюджет из регионов отбирается львиная доля всех доходов! Неудивительно поэтому, что количество самодостаточных, "регионов-доноров" в РФ в последние годы неуклонно стремится к нулю!

Беда Медвепута в том, что все хорошее имеет свойство кончаться. То есть уже сегодня регионам не на что выполнять свои социальные программы и вообще хоть как-то сводить концы с концами, а денег на дотации у Кудрина тоже нет – иссякли вместе с падением цен на нефть. В регионах зреют многочисленные социальные взрывы. Недаром официально встреча Медведева с полпредами была посвящена росту безработицы!

Особенность нынешней политической ситуации в стране в том, что в ней, по всей видимости, сменился вектор перемен. Если прежде, как мы привыкли, локомотивом всех перемен всегда была столица – то теперь, похоже, свежие ветра задуют, наоборот, из "глубинки". Москва сегодня сыта, конформна, до предела консервативна и лояльна власти; а вот многие регионы уже просто неспособны "жить по-старому". Яркий пример – Приморье. Однако ясно, что и Владивосток – только начало.

Голодные регионы скоро поймут, что дело не в очередных подачках Кудрина. Необходимо менять сам принцип межбюджетного распределения доходов, вернуть регионам заработанное; а такая реформа неизбежно потянет за собой и повышение политической значимости "глубинки" – то есть повышение роли "областников" в российской политике.

Собственно, у наших "сопрезидентов" выбор невелик: они могут или попытаться оседлать начавшийся процесс "отката" – или разбушевавшиеся регионы кого-то из них (или обоих сразу) сметут. Поэтому так ревниво смотрел Путин на встречу Медведева с полпредами. Ведь ценность регионального ресурса в нынешних условиях возрастает неимоверно! Если Медведев через аппарат полпредства наладит прочные контакты с губернаторами и региональными "силовиками", он отберет у правительства реальные рычаги власти. Полпреды – очень удобный инструмент; Путин понимает это лучше, чем кто-либо другой. Медведев наводит мосты с регионами, Путин кусает локти и готовит контрходы. Меж тем леденящее дыхание кризиса на наших лицах ощущается все явственнее. Будем надеяться, что из кризиса Россия выйдет обновленной и более сильной.

Алексей Рощин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter