На заседании Госдумы 24 июня будет рассмотрен вопрос продления полномочий председателя Центробанка (ЦБ) Сергея Игнатьева. Комитет Госдумы по финансовому рынку 22 июня рекомендовал депутатам продлить полномочия Игнатьева. Его кандидатуру также одобрил президент России Дмитрий Медведев.
"Центральный банк должен в любой ситуации, даже в достаточно сложной современной ситуации, выполнять свои основные функции, свои основные цели", — подчеркнул президент, обращаясь к Игнатьеву 1 июня.
Под "основными функциями" Медведев понимал устойчивость функционирования рубля, вопросы обеспечения нормального функционирования банковской системы, платежной системы, а также формирование и проведение единой денежно-кредитной политики в стране. "Это большие, крупные макроэкономические задачи, но из них вытекают вполне конкретные последствия, заключающиеся в том, чтобы, может быть, получить кредит по нормальным ставкам, как наши граждане будут себя чувствовать, насколько они уверены в том курсе, который проводится государством и Центральным банком", — добавил президент.
Если кандидатуру Игнатьева одобрит нижняя палата российского парламента, то это будет его третий срок на посту председателя Центробанка. Впервые Игнатьев возглавил ЦБ в 2002 году, а в 2005-м его полномочия были продлены.
Борец с кризисом
Однако среди экспертов мало кто сомневается в том, что главу ЦБ назначат на третий срок. По словам зампреда комитета Госдумы по финансовому рынку Лианы Пепеляевой, против Сергея Игнатьева проголосовал лишь один член комитета — коммунист Борис Кашин. "Свое решение он мотивировал тем, что фракция КПРФ все равно будет голосовать против продления полномочий Сергея Игнатьева на посту председателя ЦБ, — пояснила Пепеляева "РБК daily" 23 июня. — Я же считаю, что в ходе кризиса Банк России действовал достаточно эффективно и к его председателю серьезных замечаний не было, соответственно, нет и оснований для его замены".
Главной заслугой Игнатьева эксперты считают то, что он сумел предотвратить катастрофические последствия первой волны финансового кризиса, накачав российские банки ликвидностью.
"Центробанк очень профессионально отреагировал на первую волну кризиса осенью 2008 года. Немного не своевременно, но профессионально", — заявил корреспонденту Каспаров.Ru главный экономист банка "Траст" Евгений Надоршин. По его словам, ЦБ во главе с Сергеем Игнатьевым постоянно совершенствует механизмы финансового регулирования.
Эксперт УК "Финам менеджмент" Александр Осин также признает, что ЦБ при Игнатьеве смог стабилизировать банковский сектор и последствия кризиса для российских банков оказались значительно более мягкими, чем в 1998 году. "Российские банки чувствуют себя более уверенно по сравнению, скажем, с американскими. Кроме того, понятно, что менять руководителя ЦБ во время кризиса как минимум безответственно", — отметил Осин.
А первому исполнительному вице-президенту РСПП и сопредседателю комиссии союза по банкам и банковской деятельности Александру Мырычеву не известны более-менее влиятельные силы в стране, которые были бы против переназначения Сергея Игнатьева. "Он не политизирован, уравновешен, пытается полностью сконцентрироваться на профессиональной деятельности, и это ему удается. По сути, введение беззалоговых аукционов и механизма рефинансирования под залог кредитного портфеля — это все его заслуга", — отметил Мырычев в интервью газете "РБК daily".
Нерыночная мера
На выступлении в Госдуме 22 июня Сергей Игнатьев назвал две основные проблемы российского банковского сектора: рост проблемной задолженности и стагнация кредитования.
О росте просроченной задолженности глава ЦБ впервые заговорил в начале апреля 2009 года, на съезде Ассоциации коммерческих банков. На тот момент, по данным Игнатьева, доля просроченной задолженности в объеме кредитов банков нефинансовым организациям возросла с 1 процента на 1 сентября 2008 года до 3,1 процента на 1 марта 2009-го. А доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных населению, увеличилась за тот же период с 3,2 до 4,4 процента.
В конце мая 2009 года прогнозы относительно роста объема "токсичных" кредитов сделал первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян. По его словам, просроченная задолженность российских банков достигнет 10 процентов к концу года. При этом Меликьян отметил, что "просрочка" не будет расти быстрее, чем до кризиса.
Однако в Минфине другие данные. Заместитель главы Минфина Оксана Сергиенко полагает, что объем "просрочки" в портфеле банков составляет от 10 до 35-50 процентов.
Что касается стагнации кредитования, то Игнатьев признался, что был инициатором введения для госбанков в конце 2008 года требования наращивать кредитный портфель на 2 процента в месяц. Он также назвал эту меру нерыночной, но приемлемой в период кризиса.
По словам Евгения Надоршина, "кредитование — это вообще не проблема ЦБ". "Понятно, что Центробанк может оказывать влияние на систему кредитования, но тем самым он берет на себя дополнительные риски", — отмечает эксперт.
Между тем эта "нерыночная мера", по собственному признанию главы ЦБ, улучшила ситуацию с кредитованием лишь "частично". По словам Сергея Игнатьева, если учесть курсовые разницы, кредитный портфель банков практически не изменился. Госбанки с начала года наращивали портфели в среднем на 1,3 процента в месяц, а у остальных банков примерно на столько же портфели сокращались.
Другая мера, с помощью которой ЦБ стимулировал коммерческие банки выдавать больше кредитов, — понижение ставки рефинансирования. К началу июня 2009 она достигла уровня 11,5 процента.
Однако эксперты полагают, что и эта мера не способна стимулировать банки выдавать больше кредитов. Евгений Надоршин, к примеру, рассказал корреспонденту Каспаров.Ru, что понижение ЦБ ставки рефинансирования никак не скажется на экономической ситуации в стране.
Освобождение рубля
В заслугу Сергею Игнатьеву эксперты ставят также стремление в ближайшие два года максимально приблизиться к режимам свободного курса рубля и инфляционного таргетирования. В минувший вторник, 23 июня, глава ЦБ подтвердил свои намерения.
Отпустив рубль в свободное плавание, Центральный банк откажется от почти ежедневных интервенций на валютном рынке и переключит свои ресурсы на регулирование уровня инфляции, что является более сложной задачей.
Однако ЦБ сохранит за собой право вмешиваться в торги на валютном рынке, масштаб которых заметно уменьшится.
По мнению директора департамента аналитической информации агентства "РБК" Александра Яковлева, это "позволит рублю становится максимально приближенным к конвертируемой валюте, а Центробанку участвовать активно не только в образовании валютного курса, но и в управлении ключевыми макроэкономическими показателями, в частности, инфляцией".
Вероятно, ЦБ отрабатывает механизм "освобождение рубля" уже сейчас и не без помощи благоприятной внешнеэкономической ситуации — прежде всего, растущих цен на энергоносители. Так, в мае 2009 года Центробанк практически отсутствовал на бирже, объем его участия в валютных торгах составил всего около 1 миллиарда долларов, в то время как еще месяцем ранее объемы интервенций превышали 30 миллиардов долларов.
Однако, как отмечает Александр Яковлев, окончательно отпустить рубль должна помочь российская экономика. "Сейчас, конечно, российский рынок... отражает те экономические реалии, которые существуют, он отражает ту монетарную политику, которую проводят и правительство, и ЦБ. Для того чтобы рынок стал свободным, либеральным, чтобы курс рубля стал плавающим, чтобы рубль стал конвертируемым, нужна, конечно, перестройка российской экономики и смена вектора монетарной политики", — отмечает эксперт.
Ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева новость о намерении Сергея Игнатьева отпустить рубль обрадовала. "ЦБ должен заниматься инфляцией, а не регулированием курса. В экономике есть "невозможная троица" — вы не можете регулировать и обменный курс, и инфляцию и при этом не закрывать границы. Нужен независимый ЦБ который должен заниматься инфляцией, пока этого нет, инфляция будет такой высокой", — отметил он.
Но по мнению Александра Яковлева, за два года, скорее всего, это осуществить Игнатьеву не удастся. "Кризис в России в разгаре, кризис не закончится в этом году, не исключено, что не закончится он и в году будущем", — сказал Яковлев.
И можно только надеяться, что к концу своего третьего срока Сергей Игнатьев сможет окончательно отпустить рубль, избавившись от давления сверху.
Вы можете оставить свои комментарии здесь