Россия больна. Финансово-экономический кризис нанес страшную рану национальной экономике. "Зализать" эту рану у правительства не получается. Продолжаются массовые увольнения на промышленных предприятиях в провинции. Некоторые эксперты из спецслужб, которые в отличие от ФЭПовских алхимиков работают с суровыми реалиями, уже предлагают закупать и ставить в моногородах полевые кухни. Дабы упредить рост "вынужденной преступности" и социальные бунты.
Эра "стабильности" позади. Жизнь в России уже не будет такой, какой она была до осени 2008 года.
Стало беспощадно ясно: колоссальные возможности периода нефтегазового благополучия упущены и уже поздно говорить, что "мы успели сделать хоть что-то". Россия так и осталась технологически отсталой страной, армия не модернизирована, в МВД дела известно какие, прогнившая советская инфраструктура рушится. Таков итог восьми "тучных лет".
И вот на этом фоне российская оппозиция смотрится весьма странно. Многие оппозиционные лидеры спустя год (!) после начала кризиса выглядят растерянно, словно не могут сориентироваться в новых, весьма благоприятных для роста оппозиционной активности, условиях. Одни высасывают из пальца тупиковые "стратегии", другие мечтают встроиться в "медведевское большинство" – вместо того, чтобы думать, как создать большинство оппозиции, большинство Свободы.
Модернизационный поезд, видите ли, уходит, не успеем впрыгнуть. Так и хочется им сказать: осторожней, ребята, это же "Невский экспресс"…
Одна из основных проблем – нет понимания, как конвертировать рост социального недовольства населения в рост поддержки оппозиции населением. Но ведь именно сейчас у нас есть реальный шанс вырваться на новый уровень, серьезно продвинуться на пути создания оппозиционного большинства, завоевания народной приязни.
Важно лишь по-новому взглянуть на то, за что в первую очередь нужно бороться в тактическом плане, какими должны быть пропагандистские акценты. Неверной является точка зрения, что если мы раз за разом будем твердить на площадях и со своих интернет-страничек об отсутствии свободных выборов и попрании 31-й статьи Конституции, народ постепенно воодушевится нашей непреклонностью и повалит за нами на улицы. Этого не будет. Декларирование общедемократических ценностей, столь важных для нас, не объединит вокруг нас нацию. Вернее, одних лишь этих ценностей, одного лишь демократического пафоса мало. Положение дел в стране таково, что необходимо отстаивать не просто "гражданские права", а фундаментальные права человека.
И это вовсе не право получить согласование митинга на "Маяковке", и даже не право поставить галочку напротив фамилии кого-нибудь из "Солидарности" в избирательном бюллетене.
Для человека сегодня важно иметь работу и зарплату. Важно в случае увольнения быть проинформированным об этом заранее и получить достойное выходное пособие, а не трактор без двигателя на десятерых, как на Алтайском тракторном заводе. Важно не бояться отдать сына в армию. Важно вернуться с работы домой к семье живым, не быть убитым по дороге пьяным ментом.
Много еще чего важно для жителя России. Все мы хорошо осведомлены о народных бедах и чаяниях. Путь к победе сегодня прост до банальности: нужно повернуться лицом к народу. Стать понятными народу, говорить с ним на его языке и на интересующие его, народ, темы. Весь материальный и организационный ресурс оппозиционных движений нужно бросить на работу с массами. Идти к людям с мегафоном, с листовками и буклетами, к проходным заводов и фабрик, к дверям центров занятости, в метро и электрички. И главное, идти с четким пониманием того, что по-настоящему важно для граждан, с внятным представлением о том, как мы, оппозиционеры, видим выход из каждой конкретной социальной проблемы. Борьба за промзоны и спальные районы сейчас важнее, чем борьба за "площадки" в центре Москвы.
Даже в относительно благополучной столице есть темы, волнующие население, вызывающие его праведное возмущение. Мы должны четко фокусироваться на этих темах и вести наступление в соответствующих направлениях. Первое, что называется, навскидку – это ситуация с МВД. Крайне болезненная для граждан проблема. Недавно "Оборона", "Смена" и "Нация Свободы" провели агитационный рейд именно по теме МВД. Общаясь с людьми, мы убедились, что отношение большинства населения к "правоохранительной системе" – в диапазоне от глухого недовольства до кипящей ярости. Вот тут и необходимо оппозиции начать развернутую кампанию по радикальной реформе МВД (чего, уверен, не будет сделано, все ограничится серией митингов на Чистых прудах). А нужно достать власть этой кампанией, персонифицировать ее. Каждый оппозиционный лидер должен, подобно Катону Старшему, повторять "Нургалиев должен уйти в отставку!" Нужно неотступно вести атаку на верхушку МВД – оппозиция, подобно бульдогу, должна вцепиться в глотку власти и не разжимать челюстей. Митинги, сборы подписей, акции прямого действия, граффити, агитрейды – все должно бить в одну точку, одна должна быть "мишень" – Нургалиев, руководство МВД. Дело, разумеется, не только в Нургалиеве, этот дядька с четырьмя большими звездами – еще не самая значимая фигура в путинском пандемониуме. Дело в принципе организации политических кампаний. Цель должна быть понятной, близкой народу. "Вот, неплохие ребята, давно пора с этим разобраться", - должны говорить про нас. И так многие скажут про нас в случае нашего противостояния с Нургалиевым. Или с Лужковым. Или с призывным рабством.
Конкретные чиновничьи рожи, причиняющие вред многим нашим соотечественникам, должны быть объектом политической атаки. Или конкретные социальные язвы, от которых страдает большая часть нации.
Нужно быть последовательными и упрямыми. Не ограничиваться "дежурным" митингом. В 2006 году, после громко прозвучавшей трагедии с рядовым Сычевым, нам, оппозиции, представился шанс начать священную войну против призывного рабства. Нацболы в качестве первого удара осуществили даже мирный захват Савеловского военкомата, а 23 февраля 2006 года Лимонов и Каспаров впервые выступали на общем митинге у Минобороны. Увы, весьма перспективная тема, гарантировавшая нам понимание и поддержку большей части россиян, вскоре отошла на второй план и теперь всплывает на нашей повестке дня раз в год во время начала весеннего призыва. Пора начать мыслить не в рамках "произошло событие – отреагировали митингом". Если перед нацией стоит проблема, нужно думать, как ее решить, а не как на нее "отреагировать".
И цель должна быть хотя бы теоретически достижимой. Скандировать "Россия без Путина!" можно и нужно. Но нужно при этом и понимать, что Россия без Путина – дело не самого близкого будущего. Путина в отставку отправит только революция. А предшествовать революции должна серия политических побед оппозиции. В том числе над конкретными чиновниками. Над важными, но не главными людьми в стране. Над теми, кого можно отправить в отставку, над теми, кого не отправить в отставку для первых лиц будет себе дороже.
Вот поучительный пример из истории движения нацболов. Самыми удачными нашими политическими компаниями, сформировавшими блистательный НБ–стиль в политике, стали защита ветеранов Великой Отечественной войны в Прибалтике и борьба против монетизации льгот. Это были темы, под которыми мог подписаться практически каждый россиянин, многие простые, аполитичные люди хлопали нас по плечу, "молодцы, нацболы!" говорили они. Нацболы много против чего протестовали – от бомбежек Югославии до фильмов про Джеймса Бонда. Но те, кто уважают нацболов, вспоминают их добрым словом – уважают и вспоминают в основном за наших стариков в Латвии и за борьбу против монетизации. Это было просто и честно. Это дало конкретные результаты. После наших яростных акций в защиту репрессируемых ветеранов в эту борьбу включились многие другие силы: мы сформировали общественное мнение в РФ, и на Латвию началось мощное давление со стороны влиятельных российских политиков, само российское государство не смогло больше оставаться безучастным. Ситуация была переломлена, пресс на Кононова и других стариков был ослаблен.
То же самое в случае с монетизацией льгот. После захвата Минздрава и сверхскандального процесса над его участниками, после выступлений "ситцевой революции", в которой нацболы играли заметную роль, государство начало пятиться. По кускам, по фрагментам отдавать украденные у людей социальные гарантии то в одном регионе, то в другом. Это воодушевило наш актив и дало нам массу сторонников из народа.
Мы все должны учиться работать по-новому. Стоять с плакатами в гетто, за ограждениями, у памятника Грибоедову – мало для популяризации оппозиции.
Придти на Триумфальную площадь и упасть на руки ОМОНу – тоже никакая не "стратегия". ОМОН всегда "перестоит" нас на Триумфальной, потому что ОМОН решает, кто будет там стоять, а кто нет. Хватит самодовольно коллекционировать количество упоминаний в "Яндексе" после очередного массового "винтилова". Оппозиционным активистам нужно воспитывать себя, нужно гасить в себе всяческие социофобии и социопатии, учиться разговаривать с людьми, объяснять, убеждать, овладевать пропагандистскими навыками. А то доходит до смешного, многим психологически проще получить дубинкой по голове и провести вечер в ОВД, чем взять в руки мегафон, зайти в набитый людьми вагон электрички и начать говорить о положении в стране.
Создание грамотного актива пропагандистов, готовность к упорной работе с людьми – вот начало пути по созданию оппозиционного большинства. Пусть режим пытается противодействовать нам в этой работе, устраивает облавы на активистов на вокзалах, станциях метро, возле проходных заводов. Это отличная тренировка для активистов, это будет повышать уровень их оперативной адекватности, и на этом поле мы непременно будем выигрывать, ибо за нами выбор времени и места наших встреч с народом.
Одновременно необходимо вернуться к практике "дней несогласных" и маршей силами активистов.
Такой протестный формат опять же позволяет тренировать активистов, люди учатся в экстремальных условиях "адреналинового шторма" быстро принимать верные решения, учатся видеть и слышать командиров, учатся элементарным навыкам конспирации. Только при помощи нескольких сотен закаленных в уличных действиях активистов лидеры смогут организовать и повести за собой тысячные массы.
И главное, каждый оппозиционер должен помнить о том, что то, чем он занимается, он делает для народа, что он призван помогать людям и решать их насущные проблемы. А не ради мелкого политического соперничества, взаимного соизмерения рейтингов и прочих "политтехнологий". Только с таким осознанием оппозиция способна выйти из тупика. И тогда народ потянется к ней, ведь народ чувствует искренность.