Наверное, если бы программа с такими утверждениями вышла в Соединенных Штатах, то доступ ее ведущей в прессу был бы закрыт. А редакция радиостанции принесла бы своим слушателям извинения, выпустив цикл программ, утверждающих общечеловеческие ценности.
Но у нас России другие обстоятельства. У нас многое позволено, и редакция "Эха Москвы" всегда может объяснить, что в программы своих авторов (которых следует отличать от сотрудников), она не вмешивается. Они могут говорить, что угодно и на репутацию радиостанции то, что они говорят, никак не влияет. Это, как бы, их частное дело, а редакция предоставляет только микрофон.
Не нравится – не слушайте. Считаете, что нарушен закон – идите в суд. Не хотите делать того или другого – тогда отстаньте. Это и есть весь нехитрый механизм отношений редакции и слушателей.
Вот, что говорила в перерывах между цитированием вольно препарированной справки о Южной Африке ведущая программы "Код доступа" на "Эхо Москвы" Ю.Л. Латынина. Если это не расизм, то каким словом это можно назвать?
"Нам утверждают, что все расы равны. Прекрасно! Докажите". (Нам говорят, что нельзя убивать свою мать. Прекрасно! Докажите. – А.М.)
".. каковы бы не были недостатки системы апартеида, она была одной из возможных систем возвышения черной расы". (Каковы бы не были недостатки системы национал-социализма, он был одной из форм возвышения германского народа – А.М.)
"… учиться за собой спускать – это позорить гордое звание черного человека".
"То есть простите, если не выбирать выражений, можно сказать, что ЮАР правит черная обезьяна, (дальше понимая, что сказано слишком откровенно, с целью сгладить эффект – А.М.) и я имею право это сказать (!? – А.М.), потому что (!? – А.М.) моей страной правят белые обезьяны". (Дальше снова, чувствуя, что эффект не сглажен, могут и в суд подать, говорится совсем уже беспомощное – А.М.) "Слово "обезьяна" не имеет никакого отношения к цвету кожи, оно имеет отношение к тому, какими мотивами руководствуется при поведении правитель". (Видно, что человек собственно об обезьянах ничего не читал, плохо знает биологию. – А.М.)
"Так вот, все-таки, хочу вам, господа, напомнить, что такое апартеид в том виде, в котором он был в 70-х годах. Это система самоуправления для черных. Вообще в выделенных системах самоуправления в истории человечества нет ничего позорного.
Что вас смущает в этой системе так уж страшного?
Что черный рабочий не мог въехать на белую территорию без визы? Ну, извините, мы все понимаем, что происходит, если на богатую территорию, например на территорию города Москвы без визы въезжают таджики. Кстати это не распространялось на тех чернокожих, которые жили на данной территории города до 1941 года" (Здесь расизм сплел свое гибкое змеиное тело с таким же скользким шипящим серпантином отечественного национализма).
И, наконец, после всего сказанного Ю.Л. Латыниной, ее пустая отговорка: "Мы (кто это "мы"!? Не надо делать слушателей своими соучастниками – А.М.) либо должны принять утверждение о генетической несостоятельности некоторых народов, которое лично я не принимаю. Либо мы должны принять утверждение о несостоятельности тотальной, заводящей в тупик, леволиберальной идеологии".
Не знаю, что там Ю.Л. Латынина имеет в виду под "леволиберальной идеологией", в какой тупик и кого она завела, но я очень надеюсь, что ее программу послушают не только в посольстве ЮАР, но и в посольстве Соединенных Штатов, а также в посольствах европейских стран.
И в следующий раз откажут ей во въездной визе во все эти страны, где правит "тотально несостоятельная, заводящая в тупик леволиберальная идеология" и где людям не нужно доказывать равенство рас.
Пусть Ю.Л. Латынина и дальше предается своим расистским опытам публичного обоснования ценности системы апартеида в стране, если и не "белой обезьяны", то больших белых медведей, белых снегов, белой сочинской олимпиады, снегурочек и прочей милой чувствам Ю.Л. Латыниной белизны.