Сравнение эффективности
Для начала — небольшое сообщение на московском полуофициальном экономическом веб-сайте 1prime.ru, опубликованное 29 сентября:
Объем экономики Рунета в 2016 году составит 1,581 триллиона рублей, что на 16,7% больше, чем в 2015 году; такой прогноз содержится в исследовании "Экономика Рунета 2015-2016" Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК). В 2015 году объем экономики Рунета составил 1,355 триллиона рублей, (включая) рынок электронных платежей в 588 миллиардов рублей. Аудитория Рунета в 2016 году составляет 86 миллионов человек в возрасте от 12 лет; в России ~33 миллионов абонентов широкополосного доступа (Broadband Internet). Ежемесячная аудитория мобильного интернета ~62 миллионов пользователей. Пользователи мобильного интернета генерируют 25% всех доходов Рунета. (конец сообщения)
На первый взгляд, ситуация неплохая: по крайней мере, что-то растет в страдающей от кризиса России. Более того, рост происходит в сфере высоких технологий! Картина становится менее яркой, если данные пересчитать в доллары по текущему курсу — в среднем 60 рублей за $1 в 2015 году и в среднем 65 рублей за $1 (оценка) для 2016 года.
Оказывается, в 2015 году общий доход Рунета был равен ~$22,5 млрд и увеличится до ~$24,3 млрд в 2016 году; реальный рост не превысит 8%.
Картина становится очень неприятной, если рассмотреть рынок электронных платежей: $9,8 млрд. в 2015 году и ~$10,5 млрд. (скажем, 680 млрд. рублей) в 2016 году. Почему неприятной? Потому что истина раскрывается в сравнениях. Да, как обычно, в сравнении со США и Китаем. (Возьмем для Китая, средний текущего обменный курс, в 1-м полугодии 2016 года $1=6,6 юаней; источник ниже — на китайском).
В 1-й половине 2016 года, общий объем рынка электронных платежей в Китае достиг $1590 млрд., на ~35% больше, чем в 1-ом полугодии 2015 года. Это включало электронный обмен (покупки) типа B2B (бизнес — бизнес) на ~$1200 млрд. и на ~$390 млрд. типа B2C (бизнес — розничный клиент). Такой рост стал возможным в условиях широких реформ. Секторы B2B и B2C ввели много новых каналов электронного обмена и углубили существующие. К концу июня 2016 года, 2,85 миллиона человек были непосредственно заняты в сфере электронного обмена; количество косвенно занятых в этой сфере приблизилось к 21 млн. (конец сообщения)
Могу только добавить, что, в соответствии с обычной динамикой Китая, как во всей экономике, так и в ее электронном секторе, в целом за 2016 год, объем электронного обмена приблизится к $3500 млрд. В конце концов, оказывается, что объем электронного обмена (покупок) в РФ на душу населения, в 2016 году, будет в ~35 раз меньше, чем в Китае и в ~75 раз меньше, чем в Америке. (Вот для этого точного вывода и нужны были все цифры.)
Результаты сравнения ужасны, и я ничего не преувеличил. Но как это вообще стало возможным? В конце концов, в 2015 году (если верить данным МВФ и Всемирного банка), ВВП на душу населения, в текущих обменных курсах, у двух стран были практически равны — немногим больше $9000 для Китая и немногим меньше $9000 для России. А доля постоянных пользователей Интернета в общем населении в России в 1-й половине 2016 — ~ 60% — была даже больше, чем в Китае — ~ 710 млн или ~ 52% (не забывайте, что в Китае по меньшей мере половина пользователей Интернета приходится на ~460 миллионов человек постоянного городского населения; остальные 900 миллионов — деревня и городские рабочие с временной пропиской — дают вторую половину.)
Система примитива и воровства
Хватит цифр, делаем выводы. В течение последних 20 лет, РФ истратила по крайней мере $200 миллиардов (а может быть и $300 миллиардов) на импорт электронных средств связи — для мобильных сетей и Интернета — и на импорт персональных компьютеров, ноутбуков и смартфонов всех типов. Вклад местной, наполовину исчезнувшей электронной промышленности был микроскопическим. Что еще хуже, продвижение в РФ Интернета и "ввод в строй" многих миллионов компьютеров и смартфонов на практике совсем не способствовали развитию высокотехнологичных секторов местной экономики.
Великолепные импортные электронные инструменты используются в основном для развлечения … и для пaскудства спецслужб, включая сюда кремлевских троллей. Это идеальный пример функционирования (бездействия) российской экономики "примитива и воровства". А с 2014 года она превращается в "экономику бедности и распада".
Напротив, в США, других западных странах и в Китае мобильники и их сети, Интернет, компьютеры и смартфоны значительно ускорили развитие высокотехнологичных отраслей и стали мощным фактором стабильности и подъема всей экономики.
Козьма Прутков советовал: "Зри в корень!". 20 сентября Михаил Берг опубликовал статью "Месть Путина", в которой доказывал, что перестройка и особенно "период Путина" были де-факто триумфом двоечников и троечников. Как я понимаю, они заняли тёплые места в организованной преступности, в спецслужбах, армии и МВД, в халявных госструктурах, в липовых банках и т.д. Я чуть не забыл упомянуть "религиозно-духовных охранителей" и ряженых казаков.
Параллельно с этим, отличники — в науке, образовании, медицине, высокотехнологичных отраслях — стали объектом репрессий ("ущемления" на московском жаргоне) и прямого истребления (зачастую в буквальном смысле). Части отличников удалось эмигрировать. Это, естественно, привело к разрушению науки, образования, медицины и высокотехнологичных отраслей. Мы сейчас наблюдаем "нормальные" результаты, и даже, по-видимому, конечный итог этого процесса.
А, скажем, в Китае, в "Стране Победивших Oчкoзaвров"? Здесь ситуация совершенно противоположная. Самыми востребованными здесь являются не просто отличники, а отличники с плюсом, т.е. те, что не удовлетворены обычными учебным курсом в старшей школе и университетах и ищут дополнительных знаний.
Будет достаточно упомянуть более 400.000 китайцев (с Континента) в американской старшей школе и университетах. На практике каждый из них прошел по крайней мере годичный специальный курс "подготовки к Америке" в самом Китае.
И мы видим результаты, а именно стремительный рост могучих высокотехнологичных китайских компаний в B2B и B2C областях (смотри выше) — Huawei, Baidu, Alibaba, Xiaomi, Диди (улучшенный вариант Uber), и некоторые другие. Они стали очень опасными конкурентами Google , Microsoft, Facebook, Amazon…
А в РФ? Ой, противно…