Как передает телеканал CNN, президент США Дональд Трамп заявил, что американские войска уже в ближайшее время могут покинуть Сирию после разгрома террористической группировки "Исламское государство".
В этой связи целесообразно напомнить о том, что в декабре 2017 года Трамп в предновогоднем обращении к американцам объявил о победе над ИГ. Тогда он отметил, что международная коалиция во главе с США освободила почти 100% территории, которую террористы контролировали в Ираке и Сирии. Он заверил, что Вашингтон и его союзники не остановятся, пока не доведут дело до конца.
Следует сказать, что подобные сирийские признания американского президента перекликаются с заявлениями Путина относительно победы над террористами и выводе российских воинских подразделений из этой страны. Правда, если Трамп лишь однажды одержал "победу" и впервые заговорил о выводе войск, то его российский коллега делал это аж трижды.
Кроме того, слова Трампа о скором выходе США из Сирии полностью противоречат прошлым заявлениям американской администрации на эту тему. Так, в январе вице-президент Майкл Пенс утверждал, что Вашингтон "привержен присутствию в Сирии", причем не только с целью разгрома ИГ, "но и для сдерживания враждебного воздействия Ирана".
В свою очередь, бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон в феврале указывал, что хотя США в первую очередь нацелены на уничтожение террористов в Сирии, присутствие американских военных должно стать стабилизирующим фактором, способствующим женевскому переговорному процессу.
Как отмечает CNN, очевидное желание Трампа как можно быстрее покинуть Сирию, скорее всего, вызовет озабоченность у союзников США в регионе, особенно у той части сирийской оппозиции, которую поддерживает Вашингтон. Обращает на себя внимание, что нынешнее, весьма неожиданное заявление главы Белого дома прозвучало после его недавних встреч и переговоров с наследным принцем Саудовской Аравии и эмиром ОАЭ.
Трудно сказать, что имел ввиду Трамп, когда пафосно говорил 29 марта в Ричфилде (штат Огайо) "Мы вышибаем дух из ИГИЛ, мы очень скоро уйдем из Сирии. Пусть другие люди теперь позаботятся об этом". Тем не менее не вызывает сомнений — заявления президента о том, что "другие люди" теперь должны позаботиться о ситуации в стране, поставят под сомнение анонсированные усилия Вашингтона по достижению режима прекращения огня в регионе, осуждению бомбардировок сирийским режимом (поддерживаемых российскими ВКС) мирного населения и оказанию помощи различным сторонам сирийского конфликта.
Между тем заявление Трампа о скором уходе США из Сирии является радостным для некоторых участников, вовлечённых в процессы на Ближнем Востоке, прежде всего для официального Дамаска, Турции, Ирана, да и России, которая неоднократно заявляла о якобы нелегитимности присутствия американских военных, которые, скорее, содействуют боевикам в Сирии, чем решают задачу борьбы с терроризмом.
Как бы то ни было, одно ясно — если американцы действительно уйдут из Сирии, это приведет лишь к эскалации военных действий и неминуемому разделу Сирии на зоны влияния России, Турции и Ирана и в конечном итоге к ее фрагментации и потере государственности. Вряд ли арабские страны допустят такое развитие ситуации, главным образом суннитские монархии Персидского залива, и прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ, которые в последнее время несколько отдалились от сирийских дел, надеясь на начавшееся урегулирование ситуации в рамках женевского и астанинского процессов. Укрепление Ирана в Сирии — непозволительная роскошь для саудитов, которые в настоящее время ведут гибридную войну с тегеранскими муллами в Йемене.
Возможно подобное безответственное заявление Трампа продиктовано и финансовыми соображениями. По данным, приводимым телеканалом Al Jazeera, США потратили на сирийскую операцию 18 млрд долларов, из которых 8 млрд пришлось на поддержку различных оппозиционных групп в Сирии, главным образом курдских политических и военных формирований, противостоящих сейчас турецкой армии на севере страны в Африне.
Все это говорит о том, что Трамп фактически начинает вести себя в Сирии, как Путин, который, с одной стороны, говорит о желании обеспечить мирный процесс в Сирии, с другой стороны, закрывает глаза на действия Турции в районе Африна и Манджиба и участвует в бомбардировках мирных жителей, и это только продлевает кровопролитие.
После воинственных заявлений в начале 2017 года и апрельской бомбардировки правительственных баз в Сирии новоизбранный президент США вселил надежду на сдерживание российско-турецко-иранского альянса. Однако нынешние планы Трампа в действительности противоречат его обещаниям сменить беззубую политику Обамы в этой стране, которая, по его словам, серьезно подорвала интересы США в регионе и привела к усилению там России и ее союзников.
Подобное развитие событий свидетельствует о том, что трагедия Сирии и ее народа будет продолжаться. Видимо, уже никого не волнуют страшные цифры человеческих жертв и разрушений в этой несчастной стране, которая фактически переживает интервенцию и разрыв на части со стороны региональных и внерегиональных акул. Следует ещё раз напомнить о том, что в Сирии погибло более полумиллиона жителей, каждый четвертый из них ребенок (!!!). В совокупности свыше 11 миллионов являются беженцами и внутренне перемещенными лицами. Не говоря уже о разрушенных городах и инфраструктурных объектах, восстановление которых потребует неимоверных усилий и многомиллиардных затрат.
Не будет преувеличением сказать о том, что Сирии как страны и единого государства практически не существует. Она пока ещё остаётся на политической карте мира, но и там может исчезнуть, пока ее судьбу "решают" политические авантюристы, место которым на скамье подсудимых в Международном суде по преступлениям против человечности в Сирии.
Этот авторитетный орган, к созданию которого неоднократно призывал автор, должен наконец-то поставить точку в этой трагедии сегодняшнего дня, к которой не может оставаться равнодушным ни один нормальный человек. И самое главное — наказать виновников развязывания (Саудовская Аравия, Катар, Турция, вовлекших в Сирию исламистские группировки) и продолжения (Россия, Турция, Иран) этого бессмысленного конфликта, чтобы в будущем не повадно было развязывать подобные бесчеловечные драмы.
Между тем существующий определенный пессимизм относительно организации Международного Суда обусловлен неэффективностью ООН и ее безумного, изжившего себя Совета Безопасности, а также отсутствия в мире авторитетных, признанных политических и духовных деятелей, ко мнению которых могли бы прислушаться.