В начале речи Шульман заявила, что такие вечера очень важны для решения проблемы политзаключенных. "Мы можем надеяться помочь тем, кто попал в беду", — сказала спикер.
Так как тема не была задана, политолог решила рассказать про последнюю свою работу — она занималась редактированием книги Стивена Пинкера "Лучшее в нас". Пинкер — учёный и популяризатор науки, специализирующийся в области экспериментальной психологии, психолингвистики и когнитивных наук. Книга "Лучшее в нас" была опубликована в 2011 году, в России она появится в продаже в июне этого года.
"Если бы эта книга сразу вышла, то наша российская политика сильно бы изменилась", — сказала Шульман.
Книга посвящена теме насилия. Автор пишет о том, что происходит снижение насилия. Также он исследует то, что является катализатором для насилия. Шульман отметила, что именно вопрос о том, почему происходит снижение насилия, подвиг автора написать эту книгу.
Политолог рассказала, что эта работа вызвала бурную дискуссию в Западном мире.
"Слушать о том, что преступность снизилась, неприятно. Такого рода декларации выглядят общественно вредными", — заявила спикер.
Однако, отметила Шульман, автор не говорит, что "теперь мы должны радоваться, что никто никого не расстреливает на площадях", мы должны просто принять факт снижения насилия. "Нам бы всем хотелось, чтобы его становилось ещё меньше", — добавила политолог.
Почему же нам кажется обратное? На этот вопрос Шульман ответила, что "общепринятое зло не замечается". "Мы обращаем внимание на то зло, которое только появляется", — добавила спикер.
По словам Шульман, идеологически эта книга напоминает просветительскую литературу советских 60-х, так как в ней есть желание популяризировать науку. "По тем временам скучаешь, когда живешь там, где кругом конспирология", — смеясь, сказала Шульман.
Она настоятельно рекомендовала прочесть эту книгу, после чего монолог был закончен и последовали вопросы из зала.
Один из слушателей предложил Шульман изменить своё мнение о снижении насилия, аргументировав это тем, что, по его мнению, насилие становится скрытным и и переходит из одной группы в другую (раньше — насилие от народа к правителя, от воинов к воинам, сейчас — от родителя к ребенку).
"Нет, не хочу", — ответила Шульман. Она снова напомнила о том, что есть разница между тем, что мы субъективно воспринимаем, и статистическими данными.
Следующий вопрос касался расследования "Медузы" по делу "Сети".
"Мне не кажется происходящее каким-то драматичным", — сказала Шульман. Она отметила, что поддержка связана не с личностями обвиняемых, а с возмущением сфабрикованными делами и наличием пыток.
"С точки зрения самого дела, дело "Сети" безнадежно. Это не Москва, там анархисты и дело ведёт ФСБ", — отметила политолог. Она призвала также направить свою поддержку на фигурантов "Нового величия". По её мнению, в этом деле ещё может что-либо измениться.
Одна девушка из зала попросила советов для наблюдателей, которые будут работать во время голосования по поправкам в Конституцию 22 апреля. Шульман ответила, что у наблюдателей будут большие сложности, так как нет никаких нормативных актов, соответственно, непонятно, что будет нарушением, а что нормой. К тому же есть вероятность, что наблюдатели будут только от Общественной палаты, добавила спикер.
Следующий слушатель решил вернуться к книге Пинкера. По его версии, снижение насилия связано со снижением рождаемости. Агрессия же не может снижаться, так как, по Конраду Лоренцу, она является врожденной, сказал слушатель.
Шульман ответила, что простые объяснения сложных социологических процессов не работают. Касательно врожденной агрессии она пояснила, что природа человека не обуславливает наше поведение, человек является существом социальным.
"Нет никакого инстинкта, который заставляет нас делать что-то. Никакие наши биологические качества не обуславливают наше поведение", — сказал Шульман.
"Как изменится жизнь в стране после поправок?" — прозвучал последний вопрос.
"Сразу никак. Эти изменения призваны обеспечить трансфер власти. И закрепить наследие нынешнего президента", — ответила Шульман.
На этом вечер был закончен, а любой желающий мог подписать открытки для политзаключенных или пожертвовать деньги.
Анна К
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter