Конечно, культура — это не лакмусовая бумажка, но благодаря ей, или, точнее, наблюдениям за тем, что в ней, в культуре, в искусстве, происходит, можно представить, к чему приведет то или иное действие.

Приведу, с моей точки зрения, банальный пример. Молодые юноши и девушки, стоявшие вдоль улицы, ведущей от центральной площади Кракова Сукениц к Вавелю, королевскому замку-кремлю в Кракове во время похорон Маэстро Кшиштофа Пендерецкого, совсем не факт, что хорошо знают или будут почитателями его музыки, но они 100% получили отличный урок отношения в Польше, их государстве, к культуре. Молодые люди и девушки, выстраивающиеся литерой "Z" в России, носящие ради успешной карьеры, а может быть, кто-то и в силу слепой веры вождю по примеру отцов и дедов, майки с "Искандерами", "Тополями" и портретами их верховного главнокомандующего, развязавшего кровопролитную войну, получают другой урок.

Пути первых и вторых могут привести к столкновению, но поменяться ролями они точно никогда не смогут. Разные векторы развития уже заложены.

Из РФ ушел "Дисней", значит, вместо "Белоснежки" и "Бемби" или современных "Рыбки Немо" или "ВАЛЛ-И" и "Истории игрушек", воспитывавших детей трогательными героями, на добре, взаимовыручке, дружбе, дети России получают взамен депутата и борца Валуева, ведущего "Спокойной ночи малыши", конечно, могущего являться образцом мужества, но точно не нежности и красоты. Бедной "тете Вале", знаменитой Валентине Леонтьевой, такое даже не снилось.

Новосибирский театр, из которого были изгнаны те, кто ставили "Тангейзера" и получали "Золотые маски" за другие неординарные спектакли и в среду которого был властным указом вживлен очередной "успешный менеджер", отменяет выступления Анны Нетребко! Когда ее выступления отменял "Ла Скала" или "Метрополитен Опера", это тоже плохо, но зрители, меломаны Милана или Нью-Йорка, искусством Анны наслаждались не раз, да и возможности адекватной замены среди мировых звезд оперного искусства у них имеются, а вот приехать и петь в Новосибирске, да тем более в разгар войны, развязанной страной, где находится город, в мире точно не найти. Так что, видимо, придется срочно приглашать тов. захерову, чтобы она спела и заодно сплясала в одном из своих многочисленных нарядов очередную партию сирены, от которых себя привязывали, чтобы не попасться в их сети, еще Аргонавты. Увы, у россиян, вынужденных почти ежедневно слушать по всем государственным СМИ ее арии, с веревками намного хуже, да и уши затыкать уже нечем.

Нет больше на российской сцене Виктора Шендеровича, и заменить его тов. норкин со всеми его анекдотами с бородой точно не сможет.

Даже пытавшегося продолжать амплуа Савелия Крамарова скандального актера Алексея Панина, осознавшего весь ужас происходящего и нашедшего верные слова, никакой привыкший утираться плевками тов. шейнин заменить не сможет.

Уехавшего Ивана Урганта бессильны заменить скабеевы, кузьмичевы, третьяковы, прилепины, михеевы, делягины, толстые, коротченки, куликовы, поповы — в депутатских ли они погонах или только мечтают о них, разницы нет. Они бессильны одарить зрителя культурой, добрым юмором, искусством. От них веет только злобой, ненавистью, бездарностью и самолюбованием.

Максима Галкина придется заменить на любителя пародий В. Соловьева — но многие могут вспомнить крылатую фразу детского стихотворения "нет, твой голос не хорош, слишком грубо ты поешь".

Нужны ли такие уроки молодым? Вопрос не для слабонервных...

Явно поубавится количество детей и молодежи, которые будут идти в секции фигурного катания, да и других видов спорта. Без соревнований мирового уровня отдавать свою жизнь спорту, который нелегкая работа, смыслом для многих не будет.

Поступать в университеты и институты, в которых ректоры и большинство преподавателей либо подписанты писем в поддержку войны, либо лизоблюды и подхалимы перед любым начальством, фальсификаторами истории, литературы, тоже перестает иметь большой смысл. Конечно, остается широкая дорога постижения мудрости жизни "В людях". Но на дворе не ХIХ, а ХХI век, да и опыт явно не рядового человека, которым был Максим Пешков, требует соответствующих современников, окружения Чехова, Андреевой, Станиславского, Рябушинского, Дягилева и многих других. Увы, иных уж нет, а те далече. Серость, оседлавшая государство, дорвавшаяся, а теперь уже и зарвавшаяся, делает всё, чтобы всё яркое, положительное покинуло их царство-государство. Серость серого не видна на сером фоне.

Размышлять по этому поводу можно бесконечно, тем более что почти каждый день приносит новые известия не только с фронта боевых действий, но и с территории самого большого государства мира. Хотя, очень возможно, что это только пока. Бездумное и безудержное присоединение к нему различных преступных по своей сути образований, с истерзанным и оглупленным содержанием в качестве послушного скота населением (в качестве иллюстрации смотри фильм "Донбасс" Сергея Лозницы), скорее всего, рано или поздно приведет к распаду. Но даже в осколках этой последней империи еще долго будут стеклышками вечной мерзлоты ранить людей отравленные уничтожением или, как минимум, сведением до площадной продажной девки культуры люди, на время формирования которых пришлась эта страшная пора лихолетья.

Культура любого государства — это часть мировой культуры. Унижение, опускание ее в прямом и в переносном смысле в клетку, превращение в площадную пьяную девку, всем и всё дающую, непозволительно. Это преступление, эхо которого может быть даже более длительным, чем восстановление городов и экономики, врачевания других ран войны.

Эту потерю придется восстанавливать поколениями.

Это КУЛЬТУРА — и она включает в себя воспитание, образование, искусство, спорт — всё то, что должно составлять смысл жизни человека и государства!

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter